alt

Мужской костюм

Праздничная одежда поморов была в норвежском стиле и состояла из костюма – тройки с жилетом и пиджаком; с манишками, воротничками, шейными косынками, платками. Летний пиджак носили с вязаной норвежской рубашкой и с шелковым платком на шее, завязанным галстуком. Брюки обычно заправлены в высокие кожаные сапоги, реже – опущены поверх ботинок; на голове – шляпы различных фасонов или картузы; обязательны часы на цепочках, различные украшения в виде запонок, колец, перстней и заколок для галстуков и воротничков.

Повседневная одежда во время промысла в летний период состояла из высоких непромокаемых сапог - бахил и норвежской куртки–фуфайки, зимой надевали валенки, тулупы, полушубки от собственных овец, шарообразные шапки с длинными ушами из песцового или заячьего меха, украшенные разноцветными лоскутками. Во время сильных морозов, когда температура воздуха могла опускаться до -40 градусов, крестьяне надевают оленьи сапоги (пимы) и оленьи малицы (рубашки) и совики (рубашка с колпаком для головы). Рукавицы или варежки могли быть вязаными из шерсти, сшитыми из кожи или меха. 

Женский костюм 

Состоял из длиной рубахи - сорочки, состоящей из двух частей, которые соединялись между собой поперечным швом чуть выше линии пояса. Такая модель-конструктор давала возможность заменять только верхнюю часть рубахи, оставляя нижнюю часть - «стан», которая служила дольше - неизменной. «Стан» обычно изготовляли из нескольких прямых полотнищ из отбеленного домотканого холста и по подолу украшали ручной вышивкой. Обычай украшать подолы рубах вышитыми узорами, вероятно, имел магическое значение оберега, так как нижняя одежда никогда не была на виду. Такую вышивку можно и сейчас в традиционных поморских селах увидеть на головных уборах - повойниках. Также обязательным праздничным украшением поморок были «борки» - украшение из присборенной ленты и кружева, которое пришивали по краю ворота.

женский-поморский-костюм

Сарафан – является одним из основных видов традиционной женской одежды жителей северных губерний. Носили сарафаны с раннего детства и до глубокой старости: надевали их и по будням, и по праздникам. Обязательной частью одежды был пояс, который считали оберегом, считалось, что человек таким аксеcсуаром мог оградить себя от нечистой силы, и потому в обрядах, где необходимо было с нею общаться – он снимался одновременно с крестом. В поморских «присушения» – заговорах, употреблявшихся для того, чтобы заставить кого-либо полюбить себя, встречаем такие слова: «… если потеряешь – сойдешь с ума, и попадешь прямо за тридевять морей в тридесятое царство, которому я служу и верую, когда снимаю крест и пояс…». « И.К.Инха описывая традиции Беломорской Карелии 1890-х гг., отмечает, что без пояса нельзя было находиться даже во время сна. При этом был нательный пояс и пояс который надевался поверх сарафана. Нательный пояс можно было снять только в бане, где была для этого сделана специальная полочка.

Пояса плели на специальных дощечках или ткали из шерстяных или льняных нитей и украшали на концах кисточками.

украшения-из-жемчуга

Заветной мечтой каждой девушки были украшения из северного жемчуга, который добывали в местных реках. Такие украшения занимали особое место в праздничном наряде, жемчуг считался символом чистоты и невинности. Головные уборы — повойники, шапочки с твердым донышком шили в основном из шерстяных однотонных ткане, реже – из хлопчатобумажных. Донышко украшали вышивкой золотой нитью. Центры золотошвейного дела на Севере были известны с ХVI–ХVII вв. У каждой женщины было много атласных, гарусных, ситцевых платков, косынок и шалей. Платки были не только головными, их носили и наброшенными на плечи. Они могли надеваться послойно одновременно – один на другой и повязываться по–разному, шали порой встречались больших и очень больших размеров с кистями, длина которых была по 30-40 см.